Я, Савицкая Елена Петровна, ребенок послевоенных лет, становилась как будущий дирижер и руководитель хора, встретив на своем пути замечательных педагогов, которые учили не просто петь, а чувствовать краску музыкальной палитры в каждом исполняемом хоровом произведении, раскрывали возможности вокального голоса и приобщали к академической манере пения. Их уроки живут во мне и по сей день… Любовь к «серьезной» вокальной и хоровой музыке,и с этим я«шагаю»по своей творческой дороге…
А вся моя история началась с того момента, когда нас, нескольких ребят из класса, привели на прослушивание в хоровую студию Дворца культуры Дзержинского района (сейчас ДК им. Окунева). Часть из нас состались в студии. Мы стали обучаться пению, познавать азы игры на фортепиано, изучали сольфеджио и музыкальную литературу. Молодые педагоги послужили примером целой плеяде учеников, которые избрали своим детищем не просто музыку, а стали хоровыми дирижерами, учителями музыки, преподавателями в учебных заведениях, многие из них живут и работают по специальности в родном городе, в других городах России и даже за рубежом.
Может, я и не обладала большим музыкальным талантом, но очень любила петь, хотя всегда боялась выступать одна по разным причинам. Но всегда мечтала стать дирижером хора еще со школьной скамьи. А впервые я смогла почувствовать себянастоящим дирижером в тот момент, когда на 2-м курсе музыкального училища готовиласьс хором дирижерско-хорового отделения к участию в конкурсе патриотической песни. Отрабатывала все: мимику, жест, динамику. Хор студентов, по-моему, от моего «накала» просто остолбенел! Но обошлось без обмороков! Я стала единственной дипломанткой 2-й степени, все остальные участники – 3-ей степени или участниками. Так состоялся мой первый дебют в статусе хорового дирижера.
Моя жизнь– этоГородской дом пионеров (сегодня –ГДДЮТ), в которомя осталась работать по распределению (после учебы в музыкальном училище) на шестой год существования хоровой студии «Звонкие голоса». Проработав в нем 48 лет, сначала хормейстером, а в дальнейшем руководителем-дирижером старшего хора «Канцона», я никогдане испытывала разочарованияв своей профессии.
Голос–это гениальный музыкальный инструмент человеческой природы. Поэтомуглавное кредо моего творчества следующее: «Любой человек может и должен научиться петь для себя или для других». Но, если тебя природа наделила талантом и у тебя есть возможность развивать свой голос, ты должен свое творчество дарить людям, ведь в этом не только твое предназначение, но и смысл твоего существования на земле. Дарить через звучащую музыку, песню настроение и просто радость людям!
Однако, собрать в многоголосный хор всех поющих участниковв хоровой коллектив и заставитьих «жить»исполняемой музыкой, выдерживая все нюансы музыкальных гармоний и души композитора, поэта – это величайшее достижение любого дирижера, руководителя своих певцов.Мне всегда хотелось, чтобы было больше участников хорового пения, любителей песни.
Замечательным творением, более 20 лет назад, было создание Городскогоучительского хора, который начал работать на базе хоровой студии с моей подачи и по инициативе педагога студии Л. Г. Котельниковой. Этот творческий союз педагогов-музыкантов помогал многим из них не только поддерживать профессиональный уровень, но и реализовывать свои личные творческие возможности, укреплять связи и дружбу среди учителей музыки. Хор выполнил свое предназначение: выступал на городских и областных конкурсах,успешно защищая честьгорода.
Работая в качестве члена жюри на городских конкурсах школьных хоров, мне захотелось поделиться теми знаниями и новыми методиками в сфере вокально-хоровой работы с детскими коллективами, о которых я узнавала вовремя учебы в Ленинградском институте культуры, на семинарах от корифеев в данной отрасли. Я пригласила некоторых из них в наш город, чтобы они поделились своим опытом, знаниями. Емельянов В.В., Шаповалова Н.В., Шереметьев В.А. (хор студии «Мечта», г. Челябинск), Буланов В.Ф. (хор «Глория», г. Екатеринбург), и это было в то время очень нужно для всех, кто занимался с детьми вокалом, т.к. около 20 лет назад ни в НТКИ, ни в музыкальных школах семинаров не проводили.
Позже возникает мысль объединить все хоровые коллективы школ города в единый творческий коллектив, который будет объединять хоровое пение. Так возник проект «Детская хоровая ассамблея «Будущее России», которая существует с 2001 года. Сейчас это праздники, объединяющие от 400 до 500 участников, над которыми трудятся педагоги нашего Дворца.
Сегодня меня радует и то, что наши выпускники поступают в учреждения связанные с музыкой, другие –остаются в составе хора, что помогает поддерживать качество исполняемой музыки и воспитывать начинающих певцов, прививать им любовь к академической манере пения. Главное, меня сейчас окружают хормейстеры, которые сами поют в ансамбле педагогов «Белиссимо», свое «горение»и любовь к хоровому творчеству переносят на своих воспитанников.
Я желаю своим педагогам неиссякаемого энтузиазма, терпения в работе со своими детьми, сохраняя направление «академический вокал» и даю всем установку педагогам хоровой студии «Звонкие голоса»: «Будьте счастливы от своей работы! Мы с вами нужны!».
Савицкая Елена Петровна,
педагог дополнительного образования,
руководитель хоровой студии «Звонкие голоса»