Джон Дьюи родился 20 октября 1859 года. Его основные труды опубликованы в 20-х и 30-х годах прошлого века… К тому же, основная его максима, что «цель — воспитание личности, умеющей «приспособиться к различным ситуация в условиях свободного предпринимательства», мягко говоря, вызывает у меня естественное несогласие. Задачей современного (по крайней мере, российского образования) совсем не является воспитание примитивного приспособленца! Все сказанное мной,как будто бы, выводит цитаты уважаемого Д. Дьюи, за рамки нашего обсуждения.
Однако…
Данное утверждение обладает, по-видимому, вневременным смыслом, поскольку педагогика парадоксальным образом объединяет в себе консервативность и устойчивость основных подходов в организации образовательной деятельности с постоянным поиском новых форм обучения и воспитания подрастающего поколения, адекватных современному состоянию общества.
Та страна, которой удается обеспечить разумный баланс этих, кажущихся противоречивыми, устремлений — оказывается в лидерах.
Я вспоминаю давний спор со своими опытными коллегами на тему «стали ли современные дети другими по сравнению с нами» и свое уверенное мнение, что – нет, не стали, что Гаусс бессмертен и его распределение (в частности, по способностям к обучению и развитию) как было, так и осталось колоколообразным — генетику не обманешь…
Но!
Реальное информационное и технологическое окружение современных детей принципиально меняет возможности их доступа к информации (причем, практически любой). Даже просто идя в школу, они окружены электронными билбордами, а в кармане у каждого лежит смартфон (даже у младшеклассников). Поэтому, в общем-то, не надо уже запоминать, когда родился Пушкин: коснулся иконки на смартфоне и – получил данные.
Но память-то, разумеется, при этом, не развивается! Она, оказывается, и — не нужна.
Решение задач. Любых. По математике. По астрономии. По выстраиванию маршрута в своем районе до ближайшего магазина или спортзала. Надо просто (и довольно быстро) найти и посмотреть, как это делается. Ну, и не надо, например, представлять себезадачу по планиметрии(в объеме), выбрал ссылку, и – картинка на экране. В итоге, воображение (например) — не развивается. Можно, оказывается, и без него спокойно жить.
А наши дети умеют делать это очень хорошо!
Некоторые недалекие люди (кстати, в том числе и «ученые» по педагогическому направлению) этому всему очень этому радуются и даже утверждают, что современные дети «умнее» детей прошлых лет. Не понимая, что, при наличии какого-то (уже почти интуитивного) умения обращаться с современными гаджетами (конечно, очень полезного), основные интеллектуальные функции детей все более выносятся наружу, в сеть и, в итоге, просто не развиваются!Не понимая, что, потакая этому, мы лишаем наших учеников полноценного развития их интеллекта, воображения, эмоциональной сферы, и в конечном счете, достойного будущего, если в нужный момент у них вдруг не окажется под рукой смартфона или заглючит интернет. Основные интеллектуальные функции оказываются утерянными.
Да… Старые формы обучения уже точно не позволяют реализовывать образовательную деятельность,и, особенно в моей области – астрономии. Просто потому что современная образовательная астрономия по своему содержанию имеет мало общего с тем, что изучалось лет двадцать назад (до преступной отмены в школах данного предмета в качестве обязательного).
Как быть и что делать?
Ответ прост – надо использовать невероятные возможности современных информационных технологий, в том числе в том, чтобы противостоять их разрушительному влиянию на формирующуюся личность учащегося.
Современный педагог ДОЛЖЕН владеть этой возможностью.
Вспоминаю бумажные плакаты с изображением Солнца, моделей звезд и Солнечной системы, на которых я мелом рисовал пояснения. А сейчас я имею трехмерное (!) реальное изображение Солнца в динамике, снятое с трех точек (Земля, спутник «Стерео-А» и «Стерео-В»), невероятные снимки Марса, других галактик и т.д. Мы должны (обязаны!) использовать мощные образовательные возможности современных информационных технологий для развития и обучения наших детей (т.е. реального будущего страны) с полным пониманием и эффективным преодолением их (ИТ) фонового негативного воздействия. А, значит, современный педагог должен очень четко понимать все риски информационного давления вместе с образовательными возможностями новых информационных технологий и быть полноценным «егерем» в «интернет-джунглях», чтобы вывести своих учащихся к свету знаний, а не к информационному болоту, которых немало на интернет-просторах.
И еще один очень важный, с педагогической точки зрения момент, имеющий прямое отношение к теме нашего эссе.
Деятельность.
Современные учащиеся, при всей их активности, приучены только к потреблению, причем — объективными обстоятельствами.
Ну, самые умные, разумеется, — к потреблению не только материального, но и интеллектуального продукта.
Однако, надо же и созидать!
Потреблять можно только кем-то созданное. Именно поэтому Деятельностный подход в образовании, зафиксированный в наших стандартах, я считаю абсолютно правильным. В идеале — на каждом занятии ребята должны что-то сделать, придумать, создать. Тогда это станет их собственностью. Интеллектуальной, эмоциональной, физической. Станет — своим.
Найти, придумать, такое задание в области образовательной астрономии, в общем,достаточно сложно, однако, без этого, уверен, никакого реального результата не будет.
Наличие внутренней мотивации к получению знаний, освоению новых умений и полноценной самореализации всегда было, есть и будет главной задачей педагогики. Нам, педагогам дополнительного образования, в этом отношении, как будто бы, проще. В наши секции и кружки приходят только те ребята, которые хотят заниматься с нами, и заниматься именно этим делом. Приходят те, кто стремится расширить свой мировоззренческий и культурны горизонт, освоить новые умения, добиться полноценной реализации своих способностей (иногда, разумеется, под влиянием родителей и их мнения о будущем детей, что, на самом деле, не принципиально для результата). Однако, удержание (и развитие) этого интереса и способности к преодолению возникающих трудностей (в моём случае, прежде всего, интеллектуальных) – очень непростая педагогическая задача. Только новые, живые, жизнеутверждающие и, не побоюсь сказать, «будущеутверждающие» подходы способны достичь желаемого нами результата.
В завершение эссе, хочу сказать, что его тема могла быть, на мой взгляд,несколько скорректирована. Мы лишаем детей не будущего, а мы лишаем их (при традиционном подходе)- самих себя (настоящих) в будущем, если продолжаем сегодня учить так, как учили вчера, а, не дай Бог (как некоторые)и — позавчера…
Мы, педагоги дополнительного образования, должны быть все время в поиске. Харизма, конечно же, дана педагогу от природы (если она есть). Однако, без новых методов, подходов, постоянного поиска необходимых (с учетом реалий современного общества) способов донесения (иногда очень непростой) информации и реализации неочевидных оригинальных решений – все будет мимо.
Даже самый гениальный скульптор, лишенный необходимых инструментов, никогда не создаст «Давида»…Он просто не процарапает ногтями мрамор. А наша задача – его («Давида», победителя тупости и косности) — сделать. И, кстати, – не ЕГО, а – ИХ!И — как можно больше!
Сделать мы должны это с душой, искренней любовью и профессиональным владением адекватными современности средствами донесения информации, изменением уровня и горизонта познаний наших воспитанников, их истинных возможностей будущей самореализации. Для того, чтобы жить (всем нам) — в реальной России реального 21 века.
Сергей Эрвинович Потоскуев,
педагог дополнительного образования,
методист