Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.
Гордиться каждой победой, одержанной товарищами.
Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.
Антуан де Сент-Экзюпери
Сегодня считается, что воспитывать детей и подростков в наш информационный век – занятие сложное, да и неблагодарное! Поэтому, когда я говорю, что мое дело – воспитывать достойных граждан и патриотов своей страны, это воспринимается как пафос, но только до тех пор, пока вы не знакомы со мной, с моей деятельностью, а главное – с моими курсантами.
Я считаю, что начинать всегда нужно с себя. Вот ответьте, положа руку на сердце – вы патриот своего Отечества? Дети очень хорошо чувствуют фальшь, а, почувствовав её один раз, они не будут верить вам совсем. Вся моя жизнь была связана с воинским и патриотическим долгом. Сначала – это клуб «Десантник», а потом и по сей день – «Гранит». Всего не расскажешь и не опишешь, да и не это главное. Самое ценное для меня в моей деятельности – это мои курсанты, мои трудные дети, с которыми мне легко заниматься самым трудным делом – патриотическим воспитанием в современной России.От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, непрерывная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная. Именно эта позиция позволяет мне формировать в курсантах волю. Я постоянно включаю их в разнообразную практическую деятельность, закрепляю необходимые навыки, привычки. Так рождается опыт патриотического поведения.
Особое внимание я придаю их самосовершенствованию, борьбе с самими собой в преодолении плохих привычек. Потребность в самосовершенствовании, как известно, возникают у человека тогда, когда он под влиянием обстоятельств переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему следует быть. Я радуюсь тому, когда вижу, что у курсантов получается победить своих главных врагов – лень, безответственность, расхлябанность. Я радуюсь, когда у них получается поддерживать самодисциплину, и учить этому младших воспитанников.
Моя сверхзадача как педагога – научить каждого курсанта быть наставником для других. Я сам себя долгие годы созидал именно как наставника. Моя мечта – жить в сердце каждого из моих курсантов. Ведь наставник – это тот, кто всегда готов защищать своих подопечных. Я передаю им опыт защиты, опыт заботы о другом человеке. Наставник – это тот, кто поможет перейти из мира детства в мир взрослости без тяжелых, порой необратимых потерь. Это тот, кто знает сам и может научить. И если тебя воспитывал наставник, он передал тебе опыт обращения за помощью, он помог тебе, а теперь и ты можешь помочь другому стать сильнее. Умение протянуть вовремя руку – достойное дело для сильных духом людей.
Нам кажется, что тот, кто закалён невзгодами с детства, будет лучше справляться с ними и потом. Это не так. Исследования показывают, что лучше справляются с трудностями те, у кого было счастливое детство и благополучная семья. Их психика имеет запас прочности, в стрессе она сохраняет способность быть гибкой и изобретательной, они обращаются за помощью и способны утешиться сами. А как быть тем, у кого этого не было? Счастье, если на их пути встретиться наставник, он поможет каждому из них стать достойным человеком.
Дмитрий Мичиславович Сидлецкий,
педагог дополнительного образования