Дети – это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети – это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Марина Цветаева
Я – педагог дополнительного образования. Не сразу я осознала это, не сразу во мне проросло это удивительно тонкое чувство творить не для себя самой, не для себя одной, а творить вместе с кем-то… А кто они? Кто сейчас находится рядом со мной? Это дети студии танца «Вдохновения». Это те, кто каждый день учит меня учиться любви.
Готовясь к конкурсу, размышляя над темой эссе, я сделала важное признание самой себе: не любовь к детям подтолкнула меня стать педагогом дополнительного образования, а любовь к танцу, к движению. К искусству хореографии. А откуда они во мне? Из студии танца «Вдохновение»… Эта любовь отражалась в глазах тех, кто учил танцевать меня, в их улыбках, в их взглядах, в словах, то строгих, то печальных, но всегда бесконечно вдохновляющих меня. Вдохновляющих настолько, что где-там, далеко за горизонтом осталась моя профессия по первому образованию – «инженер-строитель». Но я всегда хотела чувствовать себя танцором, хотела стать, как они, быть похожей на них – моих вдохновенных наставников. Педагоги научили меня практически всему, что определило мое отношение к танцам, а после дали возможность для реализации себя не только как танцовщицы, но и как педагога. Теперь-то я уж точно знаю, что приняла эстафету любви. И я была их ученицей, а теперь учу сама… Учу танцу, а учусь любить детей. И наставники мои рядом со мной. И я чувствую их поддержку, и поддерживаю сама. Вот так сработала эстафета любви, и эта заветная эстафетная палочка теперь и в моих руках. Но что же это значит для меня? Что значит сегодня учить танцевать?
Учить танцевать для меня – это значит учиться жить вместе с детьми. Я являюсь представителем сферы дополнительного образования, чем горжусь и рада. Рада потому, что здесь проявляется моя активность, мой задор, моя энергия, гибкость, творчество, импровизация – так проявляется сама жизнь рядом с теми, кого ты полюбил. Жизнь в том смысле, что в моей деятельности, да и деятельности всего нашего Дворца в целом, никогда ничего не стоит на месте. Именно наши дети не дают нам остановиться, заставляют идти вперед, покорять новые вершины, получать новые знания. Этому, сами того не осознавая, дети учат нас, педагогов.
Да, моим жизненным магнитом стала любовь к хореографии. Именно по зову творческой увлеченности я попала в ГДДЮТ, студию танца «Вдохновение». Меня вела за собой жизненная необходимость создавать что-то новое, несущее в себе высокую художественную ценность и значимость. И лишь окунувшись в мир детских радостных глаз, искренних улыбок и непосредственности, я увидела, что за созидательным творчеством стоит намного большее, чем новаторство и балетмейстерский успех… За каждым новым танцем, проведенным уроком, за каждым выполненным упражнением всегда стоит внутренний мир маленького человека, который развивается, интересуется, подчиняется или сопротивляется, откликается тебе или молчит, одним словом – он преображается буквально на твоих глазах… И именно в связи с творческим характером деятельности внутренний мир детей на занятиях хореографии наиболее открыт для воздействия, открыт (!), а потому – и хрупок, и нежен. Здесь уж нельзя сфальшивить… Здесь требуется педагогическая и психологическая тонкость, даже – ювелирность.
Нам, танцором, свойственно стремление к совершенству, но ошибок и падений не избежать. Я готова прощать ошибки детей в надежде, что они всегда смогут простить мне мое собственное педагогическое несовершенство, ведь и я, как тот юный паж из сказки «не волшебник, я только учусь»… А сложных педагогических ситуаций ох как хватает! Ведь сегодня перед дополнительным образованием стоят уникальные задачи по развитию ценности личности каждого ребенка, задачи по личностному и профессиональному самоопределению, по заполнению того внутреннего вакуума души ребенка, который образуется в условиях школьной неуспешности, проблем в отношениях с друзьями и родителями, в горьком чувстве ненужности и переживания своей непонятости. Все это переживалось когда-то и мной, но теперь я счастлива работать в коллективе, где преемственность поколений – не пустой звук, а настоящая реальность.
Возможно, многие решат, что быть педагогом дополнительного образования гораздо проще, нежели учителем в школе. Ведь в творческие студии приходят уже увлеченные и интересующиеся выбранным видом деятельности, ученики. Но это далеко не так. Хореография, например, это ежедневное, ежеминутное преодоление себя. Это воспитание данных своего тела – выносливости, координации, гибкости, силы – зачастую, болезненное. Это непрерывный изматывающий физический труд. И даже изначально у заинтересованного ребенка с природными способностями может отпасть желание истязать свое тело тренировками. Именно тут кроется сложная педагогическая задача – заинтересовать, вдохновить, помочь увидеть и осознать цель, раскрыть талант участника студии. Это всегда индивидуальный подход, внимание и участие к каждому. И это требует… самого главного. Всего лишь любви…
И это лучшая из всех методик –любовь к детям и к своему делу. Именно эта методика позволяет мне достигать немалых для своего педагогического опыта результатов. Мои воспитанники для меня уже не просто ученики на занятиях, это часть меня самой, ведь на каждом уроке я отдаю себя им. И ведь именно мои дети являются той проекцией моих чувств и мыслей, которые я вкладываю в каждый танец на сцене.
Я искренне радуюсь всем успехам любого своего ребенка, каждой их удаче, причем не только в хореографии. Мне небезразлично, нравится ли им то, что я для них придумываю, нравится ли им то, что они танцуют. Каждый день я думаю, как сделать их еще более востребованными на сцене Дворца, конкурентоспособными на конкурсах. И это уже не просто личная амбициозность как педагога и балетмейстера, это, в первую очередь, желание сделать их счастливыми, успешными, помочь им найти себя в танцевальной деятельности. Я хочу, чтобы моих учеников в танцевальный класс не тащили за руку родители, а чтобы они сами бежали ко мне, ждали следующего занятия с нетерпением и были увлечены моим любимым делом также, как и я сама, или даже больше… И могу сказать, что в большей степени у меня это получается. Ведь так работает эстафета любви нашей студии.
Поработав четыре года, я все больше убеждаюсь, что учить детей хореографии крайне сложно. Но видеть счастье в глазах детей, зная, что ты поспособствовал этому счастью, дает силы и желание идти дальше выбранным путем. Желание учить учиться любви!
Мария Олеговна Кузина,
педагог дополнительного образования