Наше образование построено таким образом, что у нас есть учителя химии, математики, литературы, но нет учителей критического мышления, учителей взаимодействия или учителей любознательности. Да, в моем дипломе написано «Учитель географии», а в другом дипломе «Педагог дополнительного образования». Но мой подход к педагогическому делу таков, что для меня нет в этом разделения. И я считаю себя педагогом морских приключений. Что это значит? В чем особенность моей профессиональной деятельности? Какая жизненная задача стоит передо мной и как она раскрывается в общении с моими воспитанниками?
Я не устаю повторять своим ученикам, что надо верить в чудеса. Вместе с героями книг Владислава Крапивина фраза прочно вошла в мою жизнь, стала жизненным кредо, определила выбор первой профессии – штурман дальнего плавания. Яркие впечатления и эмоции, накопленные за время деятельности на морском флоте, и огромнейшее желание работать с детьми определили дальнейший выбор жизненного пути. Я пришел к детям.
«Всё начинается в детстве: первые паруса, первые стихи и первые неудачи. Первая любовь и первый смелый поступок.Детство – это как сказка, которую каждый раз можно рассказывать по-новому. Главное в нём всё равно всегда остаётся: радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы. Словно ранним утром ты вышел за калитку на улицу, на которой родился, на которой живут твои товарищи»,– писал Крапивин.
В век цифровых технологий уже многое сказано о том, что детей надо воспитывать по-другому, не просто открывать для них знания, а постигать вместе с ними смысл этих знаний. Вот зачем тагильским мальчишкам и девчонкам мечтать о море, морских путешествиях и приключениях? Может, их стоит лучше учить тому, что пригодится в родном городе? Но в том-то и дело, что подростковый возраст таков, что взросление происходит во взаимоотношениях с теми, кто их окружает. Взросление как становление личности с эмоционально-нравственным стержнем внутри. Но в мире гаджетов взрослеть тяжело; страшно, если подросток не откроет для себя другой мир – мир романтики и приключений.
Я счастлив тем, что могу быть проводником для детей в этот увлекательный мир. Огромное значение в становлении стиля подросткового поведения имеет «значимый взрослый», чаще не родитель, а представитель того самого социального мира, куда устремлен взор подростка. Я рад, что умею погружать подростков в атмосферу морского братства, я рядом с ними, плечом к плечу, помогаю им узнавать самих себя в играх, коллективных творческих делах, походах, конкурсах морской тематики. Это очень нужно ребятам, им нужен взрослый, который направит их деятельность к добру, сам увлеченный добром. Подросток нуждается в деятельности «вместе», и можно сказать, что главной задачей этого возраста является опытное познание братства всех людей.
Одной из самых больших радостей я и мои воспитанники считаем тот миг, когда парус набирает ветер, кренится мачта, натягиваются шкоты, а за рулём вырастает на воде бурлящая струя. Когда стихии природы противостоит единая команда, и ты можешь положиться на ребят, зная, что они не подведут тебя ни на воде, ни в школьной жизни. За нашими плечами уже три «Оранжевых лета», турпоходы, экскурсии, парусные регаты на озере Таватуй…Это настоящая школа МУЖЕСТВА, ОТВАГИ, ДРУЖБЫ, ПОРЯДОЧНОСТИ. Цену успеха и награды познает каждый.Те, кто ходил в походы, знают, как походы и пережитые вместе трудности объединяют людей. Это-то объединение и нужно подросткам. И там, где нет объединения вокруг светлого дела, подростки объединяются в банды, шайки, дворовые компании или их засасывает в социальную сеть.
Моя работа как педагога дополнительного образования– это творческий сплав географии, литературы, физической подготовки, безопасности жизнедеятельности, социальной педагогики и психологии. Это большой междисциплинарный проект, который я реализую по программе РВО «Кречетъ». Но опыт заставляет меня идти вперед! В моих планах создание новой программы «Юный моряк», где еще более системно мы будем изучать морскую науку, но главное – мы будем изучать и строить самих себя! В Нижнем Тагиле «Кречетъ» поднимает паруса! Паруса на яхтах, которые мы строим сами! А это значит, всё только начинается, и нам предстоит дальнее плавание под парусами ЗНАНИЙ!
Чудеса в нашей жизни случаются, когда мы сами хотим их свершения и делаем не только всё, что мы можем, но и больше наших сил и возможностей. Чудо свершилось! Алые паруса уже на нашем тагильском пруду! А там и до морей доберёмся…
Игорь Леонидович Миковоров,
педагог дополнительного образования