с тем, что имеешь, там, где ты есть.
Т. Рузвельт, президент США.
Президент США невольно обозначил условия, в которых существует современная система дополнительного образования. Мимо нас прошли все миллионные и стотысячные гранты Национального проекта «Образование» и мы вынуждены прибегнуть к совету другого великого – Э.Резерфорда: «У нас нет денег, поэтому нам приходится думать».
Проработав в этой системе часть бессознательной и всю сознательную жизнь, я убежден, что она абсолютно востребована, в ней 100% талантливых детей – певцов, музыкантов, артистов, танцоров, спортсменов, художников, техников, дизайнеров. В конце концов, из неё вышла А.Пугачева и наши победители всемирных олимпиад по информатике программированию.
Думать – первейшее для руководителя, а в наших условиях фраза Декарта приобретает новое значение: «Я думаю, поэтому я существую!»
1.Всегда имей парочку идей, пусть даже авантюрных, а также план их реализации. Однажды в детстве я нашел на автобусной остановке папку, в которой были какие-то схемы, чертежи и документы. Я просидел несколько часов, полагая, что владелец вернется за ней, и он вернулся, высокий элегантный мужчина средних лет. Поблагодарив, он повел меня на расположенный неподалеку большой пустырь. «Здесь, — рассказал он,- будет построено то, что нарисовано в этой папке – дороги, дома, школа, детский сад». Я наивно поинтересовался, что уж не волшебник ли он? «Нет,- ответил мужчина, — я – руководитель, я принимаю решения. Завтра сюда придут люди, приедут машины и начнется стройка!»
И завтра это случилось. Теперь там красивый микрорайон города Кургана.
В силу жизненных обстоятельств я три раза попадал на такой педагогический «пустырь», но у меня была своя «папка» в виде идеи или проекта и, уезжая, я оставлял после себя отлаженную педагогическую систему – свой «микрорайон».
2. «План – ничто, а планирование – всё!» (Д.Эйзенхауэр) План – это зафиксированная последовательность действий, приводящая, в конце концов, к результату. Планирование – процесс творческий и исключительно мыслительный: как с минимальными затратами, используя то, что имеешь (эпиграф) добиться максимального результата в разумный срок там, где ты есть.
3.Там, где я есть, существуют ещё как минимум две субстанции – руководитель вверху и подчиненные снизу. Вышестоящий руководитель может быть двух типов. Первый – по закону Х.Л.Менкена: «Кто может – делает, кто не может – учит, а кто не может учить – управляет», второй – руководитель-Космонавт, а космос, как известно, дело не спешное. Пока «грузовой корабль» в лице секретаря доставит документы на «космическую станцию»-кабинет, пока его разгрузят и ознакомятся с вашим проектом, подумают, подпишут дай Бог с первого раза (что не факт), пока загрузят в «спускаемый аппарат» и он вернётся на стол к секретарю может пройти приличное количество времени, надо быть терпеливым, находчивым и настойчивым, причем, все в меру.
С подчиненными все проще, они либо промолчат, либо сходу отвергнут вашу гениальную идею, поскольку у них и так все в порядке и детей полно. Рецепт здесь простой: сделайте так, чтобы ваши доводы стали их доводами, как будто они сами это придумали, а дальше все пойдет по Б.Паскалю – Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Делать все равно придется вам, и вы сделаете всё так, как считаете нужным.
4. Если не можешь помочь, то хотя бы не мешай людям работать. Эту мысль я впервые услышал от очень хорошего управленца, впрочем, в литературе она совершенно не нова, например Пьер Бомарше, XVIII век – «Если начальство не делает нам зла, то это уже немалое благо», или П.Капица: «Руководить, это значит не мешать хорошим людям работать»
5. Если вам в голову пришла новая идея, то попробуйте проверить её методом доведения до абсурда, выживет – значит это хорошая идея. Если в деревне на каждом столбе повесить по плазменному телевизору и включить канал «Культура», то намного ли повысится культурный уровень наших сельчан? – Нет, канал тут же переключат на «Дом-2», и денег истратим много. Плохая идея. А если каждому жителю дать по ноутбуку и выход в интернет? Намного ли вырастет использование информационных технологий? – Нет, будут сидеть в Контакте, пользоваться Аськой и играть в игры. Пользовательский уровень вырастет, информационный – нет, картошку как садили, так и будут садить – привычка. Вывод? – бабушка надвое сказала, а кинорежиссер С.Голдвин так: «Этим утром мне пришла в голову потрясающая идея, но она мне не понравилась».
6. Все мои коллеги – практики, вдобавок ко всему, ещё и кинестетики, до всего доходят на основании эмпирического опыта, но кто сказал, что опыт ничему не учит? Опыт – это основа, фундамент мастерства, ведь никто же не пойдет на приём к неопытному дантисту не записавшись предварительно на восстановление к челюстно-лицевому хирургу. А наука? Педагогическая наука, как и все, состоит из естественных, неестественных и противоестественных направлений, все зависит от того, кто и зачем ею занимается и где границы этих направлений? Тем не менее, отвергать науку, ссылаясь на опыт, нельзя. Даже прочитав или узнав что-то из противоестественного, вы будете знать, чем оно противоестественно, тем самым расширив свой кругозор, а может эти штучки начнут применяться ХХII веке, и вы будете иметь возможность сказать: « Я с этим познакомился еще в ХХI веке!». Пример – И.С.Бах, он стал великим через сто лет после смерти.
И ещё раз мысль Петра Капицы: «Наука должна быть весёлая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые». Со вторым у нас всё в порядке, с первым – нет!
7. «Хочешь получить максимальный результат в образовательной деятельности ребёнка – найди контакт с его родителями, сделай их своими союзниками». Это главная политика в работе с родителями педагога дополнительного образования. Мы идём ещё дальше и контактируем не только с родителями, но и с братьями, сестрами, дедушками, бабушками, нянями и гувернантками, классными руководителями и воспитателями детских садов.
«Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки. В.Гюго. «В корень зрил» классик, создатель «Собора парижской богоматери», актуален как никогда.
8. Знаменитый Принцип Лоуренса Питера: «В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетенции». Если по-русски, то «надо знать свой предел компетенции, после которого начинается некомпетенция» и вовремя уходить заниматься своей творческой профессией, на которую Принцип Питера не распространяется, даже за 80 лет писатель пишет, художник рисует, балетмейстер ставит балеты, исполнители поют и играют, композиторы пишут песни.
9. Суметь изменить положение дел – главное свойство руководителя, а менять его раньше других – верный признак творческой личности. Комментировать по отношению к самому себе – нарушение профессиональной этики.
10. Р.S. Если кто-то скажет, что я слишком увлекаюсь цитированием классиков, то я попрошу защитить меня Джеймса Оруэлла: «Кто управляет прошлым, тот управляет будущим, кто управляет настоящим, тот управляет прошлым».
Виктор Петрович Попов,
педагог-организатор