Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие «инклюзивное образование» трактуется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Для обеспечения этого «равного доступа к образованию» в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность для лиц с ОВЗ, создаются специальные условия. Доступность обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ обеспечивается за счет реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций. Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительного образования способствует социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих их интересы.
В городском Дворце детского и юношеского творчества в 2019-2020гг. сформирована доступная среда образовательного процесса и доступность организации для маломобильных групп населения. Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования:
— меньшая, чем в общеобразовательных школах, наполняемость группы.
— практико-ориентированный характер обучения;
— ориентация образовательного процесса не на «среднего ученика», как в классе, а на личные запросы каждого ребенка;
— возможность ребенку максимально сконцентрироваться на любимом деле;
— отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, связанной с необходимостью выполнения государственных образовательных стандартов.
Для проведения занятий используются: Сенсорная комната, кабинет БОС (коррекции психо-эмоционального состояния), логопедическое оборудование.
Доступность учреждения для маломобильных групп населения обеспечивается входной группой пандусов и подъемником. Внутри учреждения так же есть пандусы для передвимжения между этажами
Центральный вход оборудован специализированными подъемниками, для осуществления доступа в учреждение маломобильных групп населения.
Оборудованы специализированные парковочные места, оснащенные тактильной плиткой и специальным дорожным знаком 8.17 «Инвалиды»
Вход № 2 оборудован стационарными пандусами, перилами и кнопкой вызова персонала
Комплект оборудования для оснащения кабинета учителя-логопеда
Комплект оборудования для сенсорной комнаты, зоны релаксации
Специализированное оборудование для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата