На сегодняшний день в России недостаточно разработаны механизмы реинтеграции детей-инвалидов, в том числе с ТМНР, в общество с учетом актуальных форм и технологий психолого-педагогической и коррекционной работы. Трудности социализации и адаптации детей-инвалидов определяют необходимость оказания им своевременной социально-педагогической помощи с использованием эффективных образовательных технологий, одной которых можно рассматривать адаптивно-инклюзивную кинологию. Данная технология реализуется в рамках работы объединения «Ангельские псы». Собака, принимающая участие в работе – это эмоциональный тьютор (или наставник-терапевт, т.е. активный участник адаптации и реабилитации детей). Основой работы объединения является организация партнерского взаимодействия в разных социальных парах при реализации разных форм взаимодействия. В перспективе ожидаемым результатом работы объединения является социализация и адаптация ребенка-инвалида через участие в групповых программах, в выступлениях на публике, практику групповой коммуникации, преодоления ряда психологических барьеров. Одновременно предполагается улучшение физического состояния ребенка, повышение его адаптационных способностей, приобретение опыта экологичного управления животным, самоуправления.
Занятия с собакой можно рассматривать как нетрадиционную форму работы с детьми. В данном случае партнерская деятельность с животным является наиболее оптимальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игровой деятельности, в процессе подготовки к публичным выступлениям, в вопросе организации регулярной физической нагрузки.
Цель проекта: разработка, апробация и внедрение технологии адаптивно-инклюзивной кинологии в системе дополнительного образования для обеспечения успешной реинтеграции детей-инвалидов в общество, включая детей с тяжелыми и множественными нарушениями (ТМНР).
Инновационная значимость проекта:
применение комплексного подхода к реинтеграции детей-инвалидов посредством соединения функционала нескольких узких специалистов (коррекционный педагог, психолог, тренер, кинолог, дефектолог) в единый профиль компетентности одного педагога дополнительного образования;
использование технологии адаптивной кинологии для повышения результативности взаимодействия педагога с ребенком-инвалидом посредством собаки (собака как проводник успешной коммуникации);
соединение приемов коррекционной педагогики с процессом тренировки в зоне ближайшего развития для достижения индивидуального результата каждого ребенка, включая детей с ТМНР, что обеспечивает активное включение ближайшего окружения ребенка-инвалида (семья как активный субъект коррекционного действия).