25 июня по итогам мониторинга по анализу региональных практик дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью прошел всероссийский онлайн-семинар «Организация дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом нозологических групп». Мероприятие проводилось Российским университетом дружбы народов в рамках выполнения работ по организационно-методическому сопровождению развития дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и с инвалидностью в субъектах Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (ГК № № 07.S04.11.0024 от 21.10.2019 года). Ведущие эксперты и организаторы семинара отметили успешный опыт Свердловской области и Нижнего Тагила в этой сфере. На семинаре представили свою практику педагоги МБУ ДО ГДДЮТ Бондарчук Юлия Александровна и Климанова Елена Анатольевна, курировала выступления педагогов методист ГДДЮТ, к.п.н., Уманская М.В.
Были представлены два уникальных объединения: студия адаптивно-инклюзивной кинологии «Ангельские псы» Юлии Бондарчук и творческая мастерская «Волшебное стекло» Елены Климановой.
В своем сообщении «Инклюзивные занятия адаптивной кинологией как средство социализации детей с инвалидностью» Юлия Бондарчук отметила, что большинство детей с такими заболеваниями, как расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, тяжелые множественные нарушения испытывают колоссальный дефицит общения и часто обречены на социальную изоляцию. Все это способствует угасанию способности к развитию, возможности импринтинга моделей взаимодействия. У таких детей формируется выученная беспомощность, создаваемая специфическим родительским/опекунским отношением к ребёнку с ОВЗ, формируется позиция инвалида, постоянно требующего помощи. Адаптивно-инклюзивная кинология позволяет формировать безопасную, но открытую среду для взаимодействия широкого круга участников (дети с ОВЗ и без, взрослые, животные), создавая микромодель большого мира. На занятиях ребенок учится самостоятельно принимать дифференцированные решения, помогать другим и получать помощь только в случае необходимости. Постепенное осознание ответственности за себя, за другого ребенка, взрослого, за собаку-терапевта позволяет развивать когнитивные способности у детей с ОВЗ и инвалидностью, которые начинают решать социальные задачи самостоятельно (при этом проводник-терапевт лишь задаёт тему), обучаются управлять негативными и позитивными эмоциями.
Выступление Юлии Александровны вызвало неподдельный интерес аудитории, которая составила 1200 подключений.
Что касается творческой мастерской «Волшебное стекло», то сегодня, безусловно, выставки «юных архитекторов стеклянной вселенной» уже известны многим в нашем городе. С самого первого дня обучения в мастерской каждый учащийся начинает готовиться к важному событию в своей жизни – первой персональной выставке. Этот проект так и называется «Со-Бытие», в котором устанавливается детское царство. Это инклюзивное творческое пространство, где любой ребенок может добиться успехов, показав свои уникальные изделия и проекты из стекла. Работа над выставкой включает в себя решение нескольких задач и требует раскрытия всех ресурсов учащегося: умственных, творческих, физических. В мастерской в этой дружеской поддержке и в радости происходит создание удивительных вещей и становление детских душ.
Педагоги Дворца выражают благодарность экспертам и организаторам семинара, управлению образования, администрации Дворца и методической службе учреждения за возможность представить свои практики работы с детьми с особыми образовательными потребностями.