Коллектив городского Дворца детского и юношеского творчества выражает искренние соболезнования родным и близким, всем, кто знал Виталия Васильевича Солярского. 26 марта 2019 г. Виталию Васильевичу исполнилось 84 года. Светлая память об этом энергичном, увлеченном своим делом человеке сохранится в наших сердцах, а его имя в истории нашего Дворца, нашего города.
Осенью 2018 г. Виталий Васильевич Солярский с директором ГДДЮТ Оксаной Васильевной Михневич, стали единственными тагильчанами, приглашенными на празднование 100-летия системы дополнительного образования в Москву. Именно по этому случаю Виталий Васильевич описал свой жизненный и профессиональный путь, который был позже опубликован в сборнике этого всероссийского форума. Сегодня мы публикуем этот материал на нашем сайте.
Автобиографическое описание Виталия Васильевича Солярского
Жизнь – Отечеству!
Честь – никому!
Когда мне было 2-3 года мой отец Василий Николаевич брал меня с собой на яхту. Было это на реке Южный Буг в г. Николаеве. В раннем возрасте я начал понимать все качества моряка – опрятность, дисциплина, ответственность. Но, 22 июня 1941 года нахлынули большие беды. Отца как опытного строителя и организатора направили на «Уралвагонзавод». Нужно было срочно запускать в работу конвейер по выпуску танков. Помню какое это было событие, когда первые 25 танков сошли с конвейера!
Гигант Советской индустрии – завод № 183 (УВЗ) – возглавлял генерал-майор танковых войск Максарев Юрий Евгеньевич. Великий человек был! И мы, дети военных лет, брали во всем пример, каким нужно быть.
В послевоенное годы я поступил в строительный техникум. Между его окончанием и призывом в ряды Советской Армии (в 1956 году) у меня было свободное время, и вот тогда началась моя работа с детьми. До этого периода я прошел хорошую подготовку в самодеятельности – занимался в хореографии, играл на баяне и контрабасе в оркестре. В спорте великолепно плавал и нырял, с этого времени начал увлекаться парусами. Такая многосторонняя подготовка дала мне возможность быстро устанавливать контакт с детьми, быть для них авторитетом и воспитателем.
После демобилизации в 1959 году я поступил в Уральский политехнический институт (стройфак, специальность ПГС), что мне впоследствии очень пригодилось – инженерное мышление много значит!
Но во время учебы в УПИ продолжать работать с детьми. На озере Виз в г. Свердловск от УПИ была организована яхтенная секция. Там я прошел хорошую парусную подготовку, это и определило всю мою дальнейшую жизнь.
По инициативе горУНО и горкома КПСС мне было предложено создать в Нижнем Тагиле клуб юных моряков. Мне удалось заинтересовать детей, собрать хороший детский коллектив, и мы по принципу педагогической поэмы А.С. Макаренко дружно взялись за дело. Нам была отведена территория на берегу городского пруда в самом центре города. И дело у нас закипело! Я просто обязан с глубокой благодарностью отозваться о директорах «Уралвагонзавода»: Окунев Иван Васильевич, Сотников Вениамин Константинович и Малых Николай Александрович. Они оказывали огромную заботу и материальную помощь.
Своими силами мы с детьми возвели три мастерских, помещения для занятий, игровые площадки, обнесли территорию забором, высадили около двухсот деревьев – красивый парк. Своими силами построили понтоны со слипом для швертботов и стоянкой для килевых яхт. Удалось собрать богатую библиотеку по всем морским наукам, по истории флота и т.д.
Удалось создать флотилию: лучи – 6 шт., фины – 4 шт., ЛГ – 1 шт., катамараны «Торнадо», яхты национального класса «3», кадет – 4, яхта-компромисс Т-2 (проект «Чайкина»), полутонник СТ-31, водные велосипеды, катер-буксировщик воднолыжников, «Нева-С», построили катер-буксировщик воднолыжников (проект Клосса Э.Э. (К и Я №5). Очень помог во всех делах опыт инженера-строителя!
Регулярно проводились сплавы по уральской красавице – реке Чусовой. Дети знакомились с достопримечательностями, местными традициями.
Много лет подряд мы ездили в клуб юных моряков в город Евпатория. Мы выходили в море на ялах, яхте «Вега», на катере польской постройки «Рэкин». По побережью объехали Крым от Севастополя до Феодосии. Побывали в картинной галерее Айвазовского, были в домике «Алые паруса» Александра Грина и, конечно, посетили Дворец графа Воронцова, поднялись на гору Аю-Даг, побывали в Артеке.
В течение 14 лет воспитанники ДМЦ Парус были участниками в «штормовом» ВДЦ «Орленок», постигали азы школы «старого боцмана». Вся работа в «штормовом», поставленная директором Сергеем Шихаревым, вызывает восхищение. Теперь третий год дети отправляются в «Артек», а работа с детьми также на высоте! Огромное спасибо Меньшиковой Наталье Анатольевне, выполняющей руководящую работу в смене (директор ДМЦ города Кострома) и президенту молодежной морской лиги Вьюгину Сергею Владимировичу за их заботу, умение организовать все на высоком уровне.
В 2000 году по инициативе офицерского морского собрания под руководством контрадмирала флота Касатопова Игоря Владимировича была организована акция «Наследники Победы». Воспитанники ДМЦ и морских училищ со своими парусными судами собирались в Ростове-на-Дону. Нам удалось на двух яхтах Т-2 и СТ-31 оформить хорошую наглядную агитацию о героях-моряках, городах-героях, стихи о моряках военных лет. Блеснули мы тогда очень хорошо оформлением, опытом вождения парусников. Поход закончился в Тамани, но мы на двух яхтах вышли в Черное море и дошли до Туапсе, где яхты были погружены на транспорт и отправлены в Нижний Тагил.
В 2001 году мы были участниками слета клубов юных моряков и патриотических объединений в городе Волгограде. Грандиозность, содержание слета и качество, организованное работником минобра РФ Мазыкиной Ниной Васильевной, поражают и вызывают восхищение. Повзрослевшие дети до сих пор с радостью вспоминают этот слет. Мы к нему хорошо подготовились и наши выступления были оценены руководством слета.
Нам на клуб был вручен микроавтобус «Газель» который сослужил нам богатейшую службу. На этой газели мы были в г. Пермь – КЮМ «румб» и речное училище «Крапивинская каравелла», озеро Пургояк (Челябинская область). Тольяттинский детский морской центр, Волгоградский детский морской центр, первая на Кавказе «Джубга» и посетили «Штормиовой» в ВДЦ «Орленок» в 2011 году.
4 июля 2011 года группа воспитанников ДМЦ «Парус» присутствовала в Москве на мероприятиях памяти событий АПЛ К-19 04.07.1961. Традиционно каждый год состав первого экипажа К-19 4 июля собирается на Кузьминском кладбище отдать дань памяти погибшим при аварии с реактором на К-19. Воспитанники клуба хорошо владеют информацией о всей жизни АПЛ К-19, поэтому они были в большем уважении членов экипажа и их беседа с последним командиром К-19 Адамовым Олегом Евстафьвичем, который дал высокую оценку знаниям, подготовленности юных моряков и их отношению к традициям флота.
Один из наших воспитанников Марковских Виталий в начале 90х годов поступил в высшее морское училище (гор. Ленинград), успешно его закончил и нес службу на АПЛ. Его лодка стояла борт-обор с АПЛ «Курск» в Видяево. Затем он закончил академию, в настоящий момент каперанг живет и работает в г.Москва.
Наша воспитанница Кристина Плетцер (участник слетов в Орленке и наших походов) поступила в Высшее Ленинградское училище им. Макарова на судоводительский факультет. В 2014-15 годах ходила в навигацию на корабле «Мир», затем в 2016-17 годах проходила практику на танкере (гор. Архангельск). Дублировала работу четвертого помощника капитана. В настоящий момент успешно защитила диплом и выходит на работу официально четвертым помощником капитана на танкере (гор. Архангельск). Отзывы о ней очень хорошие.
В 2006 году из Москвы губернатору свердловской области Росселю Э.Э. было предложено организовать «Железный караван». Смысл его: в 1612 году для оказания помощи Минину и Пожарскому был организован «Железный караван» купцами-солепромышленниками Строгановыми – народное ополчение, чтобы помочь выбить поляков из Москвы.
Ополчение на стругах спускалось по реке Чусовая, затем Каме, поднялось по реке Волга до Нижнего Новгорода. Мы сумели организовать – повторить этот поход на Маломерных судах по реке Чусовая от Усть-Утки до города Пермь. От Перми до Новгорода на яхте Т-2. Протяженность пути от Перми до Новгорода 1400 км. Мы достояно прошли этот маршрут с заходом в поселки, где были беседы о Родине, а в Новгороде была большая пресс-конференция в детском речном пароходстве (устье реки Ока). За безупречное исполнение этого мероприятия мы получили благодарность от губернатора области Росселя Э.Э. и руководителя правительства Свердловской области Воробьева.
Нужно отметить, что все праздники на воде городского пруда – день пионерии, день защиты детей, день металлурга, день ВМФ, день города, не проходят без воспитанников ДМЦ «Парус».
Участие в школьных мероприятиях, патриотические мероприятия, встречи с ветеранами, возложение венков на мемориалах в День Победы, строевые смотры города (Статен в строю) не проходят без юных моряков Тагила.
Могу еще добавить, что все воспитанники ДМЦ «Парус» идут по жизни верным путем. Они работают в органах, медицине, образовании, на промышленных производствах, во флоте. В любой сфере деятельности их отличает собранность, ответственность, обязательность и исполнительность.
Пользуясь случаем от всей души хочу дать хороший отзыв о замечательных людях, умных, толковых, заслуживающих глубочайшего уважения: капитан I ранга Заневич А.С. (Волгоград), Чуванов А.Н. (Тольятти), Парфенов В.А. (Ижевск), Шихарев С.С. (Орленок, Артек, Ленинград) и профессиональная огромная благодарность неугомонному, неутомимому создателю всей нашей морской команды — директору Вьюгину Сергею Владимировичу, спасибо за рейс I-98 на Крузенштерне с капитаном Коломенским Геннадием Васильевичем.
Как вы все мне бесконечно дороги…