Концепция МРЦ

Стратегическими ориентирами и задачами развития дополнительного образования на современном этапе являются: Переход на персонифицированную схему финансирования услуг дополнительного образования; Организация работы педагогов в соответствии с требованиями «Профессионального стандарта», повышение профессиональной компетентности в осуществлении дифференцированного подхода к обучающимися с особыми образовательными потребностями, выстраивании индивидуальной образовательной траектории, в том числе, с учетом запросов родителей, овладении инновационными технологиями работы с детьми и молодежью; Обеспечение готовности учреждений дополнительного образования к прохождению независимой оценки качества образования, организации работы в рамках сетевого взаимодействия.

Дополнительное образование в перспективе должно стать «зоной ближайшего развития» школы. Помимо решения материально-технических проблем, достижение этой задачи возможно при выстраивании системы методического сопровождения работы педагогов, которые являются ключевым ресурсом развития дополнительного образования на современном этапе. Это возможно в рамках организации работы МРЦ с учетом существующих проблем и в контексте приоритетов развития дополнительного образования.

Основная идея:

— В целях определения направлений работы муниципального ресурсного центра по методическому сопровождению развития дополнительного образования на 2018 г. в г. Нижний Тагил, нами были выделены основные проблемные поля. 
— Под каждый такой проблемный блок нами формируется модуль, включающий в себя систему мероприятий, направленных на методическое сопровождение педагогов в рамках данного проблемного поля.
— К реализации каждого модуля планируется привлекать учреждения дополнительного образования в соответствии с наличием у них положительного опыта и результативности в решении тех или иных проблем.
— МБУ ДО ГДДЮТ будет выполнять координационную функцию по включению УДО в систему мероприятий по модулю, обеспечивать системность и логическое единство данных мероприятий.
— Для повышения уровня организации и качества деятельности МРЦ планируется сформировать «группу менторов» из числа руководителей УДО, педагогов, показывающих высокие результаты в профессиональной деятельности, занимающих активную социальную позицию. На каждый модуль будет назначено два ментора: от МБУ ДО ГДДЮТ и одного из учреждений дополнительного образования г. Н.Тагил.
— Результат работы УДО в рамках модулей планируется представить на городской конференции учреждений дополнительного образования, которая будет проходить ежегодно по итогам выполнения годового плана работы МРЦ.
— Итоговая конференция должна стать не только формой подведения итогов, но и форматом дискуссионной площадки для обсуждения перспектив развития дополнительного образования на следующий год. Резолюция конференции будет закладывать концептуальную основу для разработки плана МРЦ на следующий год.

— Опыт работы МРЦ в предыдущий период времени (проведение всеми УДО мастер-классов, дней открытых дверей и т.д.) продолжить в новом формате:

Создать МЕДИАПОРТАЛ «ДОП-МАСТЕР» для размещения видеозаписей мастер-классов, которые могут стать частью информационной базы «Навигатор дополнительного образования г. Нижний Тагил».

Для педагогов-стажистов, желающих представить свой опыт педагогической работы (не вписывающийся в формат модулей МРЦ), а также для «молодых» ПДО, нуждающихся в погружении в специфику педагогической деятельности через систему «профессиональных проб» организовать «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ WORLDSKILLS».

 Создание условий для мотивации педагогов к включенности в работу МРЦ, эффективности участия в реализации модулей:

На первоначальном этапе предлагается разработать балльную систему оценки степени участия педагогов в работе МРЦ. Например:

Вид деятельности Баллы
Участие в работе мастер-класса, круглого стола и т.д. 3
Участие в конкурсе (олимпиаде) в рамках работы МРЦ 10
Призеры и победители конкурса, олимпиады 15
Организация мероприятия в рамках модуля 15
Менторское сопровождение в рамках модуля 20
Создание «онлайн-мастер-класса» для размещения на Медиапортале дополнительного образования г. Н. Тагил 15

В результате участия педагогов в различных направлениях работы МРЦ будет формироваться накопительное портфолио (сертификаты, грамоты за участие в мероприятиях МРЦ, по каждому из которых начисляются определенные баллы).
Такая система накопительного портфолио позволит сформировать рейтинг педагогов дополнительного образования «ТОП ДОП». Поощрение и награждение самых активных ПДО будет проходить на торжественной части Итоговой конференции учреждений дополнительного образования г. Н. Тагил.
 
Предлагаемые направления работы МРЦ на 2018 г. (исходя из определения «проблемных полей»):

1) Модуль «Программно-методическая деятельность педагога»
Необходимость повышения уровня методической компетентности педагогов в составлении дополнительных общеобразовательных программ. Особое внимание при этом следует уделять особенностям создания программ для детей с особыми образовательными потребностями (дети с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети). Актуальность также приобретает написание модульных дополнительных образовательных программ, в том числе в рамках механизмов взаимодействия с образовательными организациями общего и дошкольного образования. Такого опыта, на сегодняшний день, в Нижнем Тагиле нет. Вместе с тем, это становится одним из важных вопросов развития дополнительного образования в Свердловской области на 2018 г.
Адресность: заместители директора по образовательной деятельности, методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.

2) Модуль  «Инновации и технологии дополнительного образования»
Профессиональная компетентность педагога. В условиях перехода на «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования» большое внимание необходимо уделять развитию профессиональной компетентности педагога, овладению им современными образовательными технологиями, в том числе, интегрированными с общим образованием.

Дополнительное образование, по своей сущности, дает педагогу уникальные возможности для реализации деятельностного подхода, применения технологий проблемного, проектного обучения. Однако в условиях отсутствия нормативных требований к педагогу (как это возможно в школе в условиях работы по ФГОС), многие педагоги продолжают работать «классически», применяя фронтальные формы работы, переносимые из традиционной классно-урочной системы. Необходимо создать «образовательное поле» для педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов, в котором будет происходить овладение современными образовательными технологиями, диссеминация опыта их использования в профессиональной деятельности.
Адресность: педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования

3) Модуль «Точки роста профессионала»
Готовность к профессиональному саморазвитию. Одной из причин неготовности педагогов к принятию и применению инноваций в своей деятельности, овладению современными технологиями, формами работы с детьми, является низкий уровень готовности к саморазвитию, а, следовательно, к ситуации «кризиса профессиональной компетентности», который дает возможность педагогу выйти из состояния стагнации и подняться на принципиально иной уровень своего профессионального развития. Решение этой проблемы требует создание условий для мотивации педагога к саморазвитию и профессиональному росту, что происходит в процессе осознания, анализа и представления опыта своей  профессиональной работы в виде публикаций, посредством участия в конкурсах и т.д.
Адресность: методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования

4) Модуль «Маркетинг дополнительного образования»
Одной из проблем в системе дополнительного образования является «устаревший» подход к оценке качества образования и образовательной деятельности, отсутствие достаточной гибкости «реагирования» на общественный заказ, низкий уровень технологий по его изучению. Необходимо на принципиально новом уровне осуществлять диагностико-прогностическое отслеживание динамики качества образовательных услуг и эффективности управления качеством образования. Отдельное внимание нужно уделить вопросам разработки инструментария выявления степени удовлетворенности участников образовательной деятельности качеством предоставляемых услуг. Необходимо разработать модель участия всех категорий работников УДО в управлении качеством деятельности (руководители, методисты, ПДО, ПО).
Адресность: руководители УДО, заместители директоров, методисты

5) Модуль «Team bilding» в дополнительном образовании»
Одной из важных функций дополнительного образования на современном этапе является «построение команд», создание условий для развития детских общественных объединений, конструирования детской субкультуры, что несет огромный потенциал в решении воспитательных задач. В дополнительном образовании одной из проблем является недостаточное внимание к данному направлению, либо использование устаревших форм работы с детьми в условиях детских общественных объединений.  Кроме того, одним из приоритетных направлений государственной политики является развитие волонтерского движения, в том числе, среди детей и подростков, что тесно соотносится с функцией «построения команд». Необходимо создать условия для обмена положительным опытом работы с общественными объединениями, выработки совместных решений по выбору форм сетевого взаимодействия образовательных организаций в данном направлении, знакомства с новыми форматами развития детской субкультуры.
Адресность: педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.