Педагог… Для меня, как для дочери учителя, это слово с детства ассоциировалось с какой-то страстной и безоговорочной отдачей. Кажется, педагог никогда не принадлежит себе. Мы видим на 360 градусов, мы слышим получше летучих мышей, а эмпатийным способностями позавидовала бы любая ведьма из сказки. А что внутри? Внутри смелость и отчаянная бесшабашность, ночные конспекты, бескомпромиссная борьба за каждого слабого или инакого. Такова моя мама. Я жила с ней в школе в детстве. Смотрела на её работу в юности. И точно решила, что педагогом я не буду никогда. Мне бесконечно хотелось свою собственную жизнь на одного… и чувств, принадлежащих только мне. В журналистике я учила писать. В кинологии – дрессировать. В психологии по правилам профессии учить запрещается, но всегда находился кусок свободного времени, чтобы кому-то что-то «подправить», успокаивая себя тем, что просто делиться знаниями – это же не педагогика.Действительно – не она. Если просто поделиться. А когда ты прогоняешь через себя всё, потому что по-другому никак. Когда очень ясно становится, что рабочих часов не 6-8, а 24 на 7. Мама однажды мне сказала гиперважную вещь: «В работе поступай по сердцу. Все эти разговоры, постулаты и правила ничто, по сравнению с твоей интуицией».
Сейчас я тоже самое говорю своим ученикам. Я учу быть честными. Хорошо видеть состояние других. Я могу прийти на тренировку без ресурса и не иметь возможности отдавать. И они знают – люди и правда могут быть слабы. И идут помогать себе сами. Тренировать собственные «отдавашки». Я учу быть всяким. Потому что быть всякими – это нормально. Они знают что, если кому-то плохо — мы переживём, переждём, справимся с этим вместе.
Я говорю, что ответственность есть всегда, и она на каждом. И из каждого состоит целостность команды.У каждого есть конкретное дело, которое он делает искуснее остальных и передает свой опыт. Но взаимозаменяемость – это не исключение другого. Это наполнение общей командной экологии.
Я говорю, что все равны. Говорю, что поддержка – это важно. И мы тренируем и вживляем её.Мы обнимаемся. Всегда. По желанию. Ещё никто не пропустил свою очередь.
Родители полностью включены в процесс – образовательный и обнимательный.
Мы постоянно учимся терпению.
Мы работаем для других, отдавая, делясь тем, чего смогли достичь на этой неделе.
Мы не поощряем безответственность и лень без веских причин.
Мы часто держимся за руки.
Мы выступаем не за места и дипломы, а для того чтобы дать чувство значимости тем, кто на нас смотрит.
Мы практикуем принятие.
Я больше не сопротивляюсь, что я педагог.
И да… мои дети тоже растут на моей работе.
Юлия Александровна Бондарчук,
педагог дополнительного образования