Мое увлечение музыкой началось в раннем возрасте. С шести лет я стала заниматься в детской музыкальной школе № 2 по классу фортепиано. Моей первой учительницей и наставником в этом нелегком процессе стала Одессерман Анна Ушеровна, строгий, но профессиональный педагог-мастер. Именно она привила мне интерес и любовь к музыке, дала азы музыкального исполнительства. В школьные годы я представить себе не могла, что свяжу свою судьбу с музыкой стану педагогом дополнительного образования. Ежедневные многочасовые занятия музыкой, усердие и настойчивость помогли мне развить и реализовать творческие способности. Мечтала стать учителем музыки, связать свою жизнь именно с педагогической деятельностью. В 1997 году я поступила на фортепианное отделение Нижнетагильского музыкального училища. Началась моя педагогическая деятельность во Дворце культуры им. Окунева. В годы обучения, проходя стажировку во Дворце, в процессе работы с детьми, я четко осознала, что музыкальное искусство — это не просто увлечение, это вид профессиональной деятельности. Педагогика стала смыслом моей жизни. В 1991 году, окончив музыкальное училище, я продолжила преподавательскую деятельность во Дворце культуры «Космос», вела с детьми занятия фортепиано.
В 1992 году продолжила профессиональное музыкальное образование, поступив на заочное отделение музыкального факультета Уральского педагогического университета в городе Екатеринбурге. В этом же году пришла работать в городской Дворец пионеров на должность руководитель кружка фортепиано, где и работаю по сей день. Закончив высшее учебное заведение по специальности учитель музыки, для себя определила основные принципы: любить детей, свою профессию, передавать детям знания о музыкальном искусстве, прививать им исполнительские навыки умения, которые дадут возможность им реализовать себя в жизни. Даже если ребенок, обучающийся музыке, в дальнейшем и не станет профессиональным музыкантом, занятия музыкой безусловно положительно повлияют на становление его личности и помогут ему стать духовно развитым, интеллигентным и успешным человеком. Именно поэтому я считаю, что роль музыкального воспитания в сложном и многогранном процессе формирования и развития личности ребенка невозможно переоценить.
Музыка – это чрезвычайно важное и ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять полученные знания в жизни. Занятия музыкой заставляют детей меняться, делают их более восприимчивыми и социально адаптированными.
Стаж моей педагогической деятельности 29 лет, из них 28 лет работаю в стенах родного Дворца детского и юношеского творчества.
Я открываю детям доступ к пониманию искусства, стараюсь стимулировать развитие всех их способностей, не только музыкальных, поскольку занятия музыкой способствуют развитию творческого потенциала всех сторон личности человека. Приоритетной задачей в своей педагогической деятельности считаю создания комплекса условий для приобщения детей к миру музыки, воспитания любви к ней, формирования эстетических воззрений и художественного вкуса посредством обучения детей игре на фортепиано. Творческое развитие личности ребенка происходит в процессе применения различных видов музыкальной деятельности. На моих занятиях происходит частая смена видов деятельности: беседы и слушание музыки, подбор по слуху несложных песен, игра в ансамбле с педагогом, подбор интересного и доступного детскому пониманию музыкального репертуара, концертное и конкурсное исполнительство. Я понимать, что детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей, оно важно для самого ребенка. И как педагог стараюсь увидеть, разглядеть, не пропустить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть, создать благоприятную психологический климат, в котором ему будет комфортно и интересно, где каждый воспитанник сможет получить новые знания, достигнуть определенных результатов, почувствовать себя успешным. Насколько высоким будет результат зависит главным образом от самого ребенка, от его желаний, потребностей и устремлений. Я как педагог стараюсь направить, указать способ достижения того или иного желаемого результата, не стремясь подогнать в строгие рамки с ограниченными требованиями. Поэтому считаю необходимым условием для успешного обучения детей увлеченность музыкой, интерес к занятиям. Под влиянием интереса в детях развивается музыкальная наблюдательность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается внимание, сосредоточенность, переживаются самые различные чувства и эмоции. Ребенок, открывая для себя мир музыки, утверждается как маленький творец, созидатель прекрасного. В процессе воспитательной работы с детьми, прививаю базовые национальные ценности: любовь к Родине, ценность семьи, здоровья, образования, уважение к труду и творчеству, содействую эстетическому развитию.
Я стараюсь выстраивать отношения с детьми на основе доверия, взаимопонимания. Обучаю основам фортепианного мастерства через игру, труд и творчество. Составляю план мероприятий таким образом, чтобы каждый ребенок мог оказаться в «ситуации успеха».
Показателями успешности моей педагогической деятельности являются достижения обучающихся фортепианного класса. Ребята являются лауреатами городских и Международных конкурсов, участниками различных интернет-конкурсов. Мои воспитанники проявляют активность, много выступают на музыкальных фестивалях, праздничных мероприятиях, выездных концертах, что способствует формированию их нравственно-эмоциональной сферы, становлению социально-значимых качеств личности и реализации творческого потенциала. Создаю образовательную систему, способствующую профессиональному самоопределению обучающихся. Мои выпускники обладают достаточным уровнем музыкальной подготовки, что позволяет им поступать в высшие и средние специальные учебные заведения.
Все это позволяет мне чувствовать свою значимость, востребованность как специалиста. Опыт педагогической деятельности я ежегодно представляю в статьях в сборниках различных Международных и Всероссийских научно-практических конференций, окружных педагогических чтений. Как педагог сама ежегодно участвую в профессиональных конкурсах Всероссийского и Международного уровня. Имею свидетельства общественного признания: Почётную грамоту Министерства общего и профессионального образования Свердловской области; Почетные грамоты и Благодарности управления образования Администрации города; Дипломы и Благодарственные письма различных конкурсов.
Моя работа как педагога-музыканта направлена на развитие индивидуальных особенностей личности ученика в процессе общей с ним деятельности, а не просто на передачу определенного комплекса знаний и умений. Поэтому, для успешной деятельности в условиях системы дополнительного образования считаю необходимым принципиально иной, нежели в профессиональных школах, подход к построению методики обучения. Надо понимать, что занятия фортепиано – это не развлечение, а тяжелый и кропотливый труд.Педагог должен это всегда помнить, и при необходимости поддерживать и формировать у ребенка даже незначительные еще творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение, придают деятельности детей поисковый характер, а поиск всегда требует умственной активности. Только умелый педагог может поднять авторитет своих учащихся и помочь сделать первые шаги на пути к социализации в обществе. С годами в работе с детьми понимаешь, что ты сам многому учишься у них, насколько богаты детская фантазия и воображение, как глубоко и неординарно они могут мыслить и рассуждать об окружающем мире. Педагог сам должен находиться в постоянном поиске, быть в курсе современных событий, идти в ногу со временем, только тогда он сможет дать детям что-то новое и интересное.
Главной характерной особенностью работы с детьми считаю умение выстраивать свою творческую профессиональную деятельность по законам добра, гармонии и гуманистической личностно ориентированной педагогики. Ведь педагог дополнительного образования — это человек уникальной профессии, профессионал, знающий все о своем предмете, творец, постоянно пребывающий в поиске, человек, всегда окруженный светом детских улыбок и готовый поделиться своим теплом и заботой. Я горжусь, что я — педагог дополнительного образования и что выбрала эту профессию!
Елена Николаевна Мухаметзянова,
педагог дополнительного образования