В первую очередь,это значит быть–существовать. Не жить или выживать. Быть– значит иметь предназначение, путь и личную силу.Никто не укажет человеку на его предназначение или жизненный путь. Это дело личностное и зависит от духовных способностей. Поэтому люди, определившие своё предназначение и ставшие на путь его реализации наделены личной силой. Сильные духом.
Быть – значит получить цельность мировосприятия. Это способность воспринимать жизнь в наиболее полной мере, отражая в сознании все явления и события сопереживая им.
Быть– значит рассматривать жизнь как урок, как путешествие. Извлекать опыт из жизненных событий и переживаний. Проводить работу над ошибками, в случае неудач. И не переставать удивляться постоянному обновлению и изменчивости мироздания.
Можно жить так, как будто чудес не бывает совсем или так, как будто каждое мгновение и есть чудо. И тогда будет желание делиться своими впечатлениями и опытом с теми, кто по разным причинам не способен или не пока не может открыть для себя этого.
Если перечисленные выше качества присущи человеку, значит он способен быть педагогом. Человеком, не утерявшем детских качеств удивляться и желания удивлять других, с потребностью делиться опытом творчества, не только своего ремесла, но и опытом жизни в целом.
Мы живем в обществе, поэтому очень важно знать и соответствовать многим критериям. Сегодня недостаточно проявлять любовь к детям, умение понимать движения детской души, умение доверять и быть объективным и справедливым.Современное общество требует от педагога образованности и специальных знаний. Современные педагоги – это заинтересованные в результате своей работы, обладающие глубокими знаниями о предмете и умеющие грамотно его донести до умов своих воспитанников.
Кроме знаний и навыков психолога, педагогу необходимо иметь уравновешенный характер, терпение и умение объяснять. Также необходима и способность устанавливать контакт с детьми, а также со взрослыми с разным характером, т.е. с родителями детей и с коллегами по работе.Необходима способность «расти»вместе с ними. Учиться с ними и у них новому в жизни, ведь это и есть та «современность», которая приходит с каждым из них. Способность радоваться, что атмосфера любви и взаимопонимания, созданная ими, даёт свои плоды. Готовность искренне радоваться успехам своих «маленьких коллег» и огорчаться неудачам. Меняться вместе с ними. Рассуждать об окружающем мире глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение.
Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь «новому Человеку» сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. А через него происходит влияние на его родителей, исподволь, они вовлекаются в это развитие, развиваясь сами. Таким образом, современный педагог может влиять на развитие нескольких поколений сразу, зачастую становясь мостом между поколениями родителей и детей. Если педагог является авторитетом у ребёнка, он обязательно будет авторитетен и у родителей, это закономерность.
Педагогом, как и настоящим человеком можно становиться всю жизнь оттачивая и шлифуя свои лучшие человеческие качества. А уж если рядом появились те, кто внимает твоим словам и перенимает твой опыт, и следует за тобой, то это значит и есть твоё предназначение, пусть и сойти с него уже не получится. Сила дана именно для этого.
Всё очень просто!
Анатолий Викторович Белобородов,
педагог дополнительного образования